?

Log in

Возрождение и раннее новое время в истории и культуре
Путин, Лоренцо Медичи и Ренессанс или о роли личности в истории 
7th-Jun-2013 10:31 pm
стихии
"
Кто удовольствий иль корысти ради
Изменит долгу — тот не властелин...
Доход он получает, но его же
Разумно, щедро людям раздает.
Он держит войско наготове, чтобы
Oберегать народ от зол войны.
Коль дорог хлеб — ему кормить голодных.
Не то погибнут люди без него.
Богатство, пышность, все, что подобает
Держава — не его, народа часть.
И хоть он всем владыка и хозяин.
Но ничего своим не назовет.
Он только услужать народу послан,
В том честь его, и нет других наград.
И рядом с этим подло вожделенье:
Высоким душам драгоценна честь.

Из пьесы Лоренцо Медичи «Священное представление о мучениках Иоанне и Павле»




Мы живем в эпоху Путина, нравится нам это или нет, но это факт. Редкий политический деятель удостаивается такой чести, но, без сомнения, в будущем первая четверть XXI века в российской истории будет прочно ассоциироваться с этим именем. Вполне возможно, что образ этого деятеля также будет мифологизирован и приобретет в глазах потомков ореол мудрого и тонкого правителя или незаслуженно презираемого и гонимого современниками временщика. Все зависит от того, чем закончится его правление: победой или поражением, стабильностью и порядком или хаосом и междоусобицей.
Пока что, в начале третьего срока его президентства, ему удалось стабилизировать политическую ситуацию, усмирив либеральную фронду и консолидировав своих сторонников. Ему принадлежит заслуга в утверждении нового государственного курса , называемого «неоконсервативным», и чем-то напоминающего политику де Голля".

Если проводить аналогию со Сталиным, которому по избитому выражению досталась страна с сохой, то Путин принял управление уже над ядерной державой, но при полностью недееспособной и утратившей всякое доверие власти.
Вступление его на политический олимп происходило на фоне полной общественной деморализации, достаточно вспомнить непрекращающийся конфликт в Чечне, складывающиеся жилые дома и тонущие атомные субмарины. Образ спасителя Отечества начал формироваться уже тогда, последующие годы его имидж только поддерживался, причем самыми экзотическими способами от демонстрации голого торса до полета со стерхами или ралли на «Калине». Может быть, когда-нибудь придворные художники напишут портрет, поэты воспоют его образ, а историки увековечат его как выдающуюся личность в школьных учебниках. Сложно даже предположить каким представится переживаемое нами время будущим поколениям (возможно по романам Пелевина или Проханова), нам остается только раскладывать пасьянсы и делать прогнозы, оставляя в памяти зарубки на знаковых событиях уходящих эпох .
Если говорить о внешности трехкратного президента России, то при всей ее заурядности трудно не заметить поразительного сходства Путина с Гай Юлием Цезарем , правда, только лишь внешнего. Надеюсь, судьба у них будет тоже разная.

Другим он представляется в образе выдающегося деятеля итальянского Возрождения – Лоренцо Великолепного из рода Медичи, покровителя Платоновской Академии во Флоренции. Хотя, если приглядеться, сходство и здесь сомнительное.
 photo medici.jpg

Пожалуй, это самая многогранная фигура из всех деятелей Возрождения.
Его портреты вводят в заблуждение. Сам он считал себя уродом, но нам кажутся симпатичными и его прямоугольное лицо, изображенное на медали в память подавления заговора Пацци, и его образ изможденного страдающего человека, запечатленный неизвестным художником, и его трагически-трогательная посмертная маска.
 photo 41D0438043A043A043E043B043E0_4240438043E04400435043D04420438043D043E0__41C043504340430043B044C0_4410_43F043E04400442044004350442043E0.jpg

На фоне восторженных характеристик этого деятеля, есть и другие: «При всей его деловой ловкости, Лоренцо Медичи как государственного деятеля нельзя поставить в ряд великих людей, которыми может гордиться Италия. Такая честь подобает лишь тем, кто простирал свои взгляды выше личной выгоды, кто собственными трудами давал своей стране мир, славу и свободу. Лоренцо же, напротив, почти всегда вел политику самую эгоистическую, удерживал присвоенную власть кровавыми казнями, каждый день отягощал ненавистное бремя, наложенное на вольный город, отнял у законных властей полномочия, данные им конституцией, и отвратил своих сограждан от политического поприща, на котором они до него проявляли столь блестящие дарования». Источник


Самым же ярким и неожиданным изображением Путина является портрет, выполненный, безусловно, талантливым живописцем, любимцем богемы и эротоманом Никасом Сафроновым.
В выборе костюма и интерьера он использовал портрет Франциска I
 photo 44404400430043D044604380441043A0.jpg
А об этом персонаже совсем не такая слава, как о Лоренцо Медичи:
“Франциск I был не только тонким политиком и удачливым полководцем, но и сумел объединить интересы церкви и государства, создав тем самым предпосылку для наступления абсолютизма во Франции.
Символически камзол Франциска I - это костюм патриота, собирающего разрозненные силы страны, преодолевающего равнодушие народа. При этом король видит всё, в том числе воровство, идущее "сверху", как сказали бы сегодня, причем "в особо крупных размерах", и понимает, что народу от "пирога" ничего не достанется…” (http://www.nikas-s.ru/ru/articles/57-p54.html).
 photo safronov.jpg
Портрет В.В. Путина

Но на картине Сафронова мы видим совершенно другой тип правителя, с чертами макиавеллиевского «Государя», с печальным и загадочным лицом, при всем желании, не вызывающим отвращения и брезгливости, но, наоборот, настраивающим на сочувствие и даже симпатию. Может быть, в этом и есть необъяснимая и притягательная сила искусства, раскрывающая и угадывающая в изображенном человеке те качества, о которых никто, даже он сам, не догадывался. «Как такое могло произойти у истого приверженца искусства прикладного, пишущего, как классический герой гоголевского “Портрета”, - для того, чтоб изделие понравилось заказчику, и на этом заработать… Деньги, а, возможно, и ещё что-то. Неужели художественный талант нет-нет да и прорывается тем, что я называю художественным произведением. Что: умение нарисовать, скажем, температуру воздуха или похожесть лица обеспечит и умение раскрыть спрятанную психологическую глубину и нарисовать её? Можно не иметь великой души, но всё же суметь нарисовать великую душу натуры?» Источник

This page was loaded Feb 19th 2017, 9:12 pm GMT.