Парасолька Думает (malish_bobo) wrote in ru_renaissance,
Парасолька Думает
malish_bobo
ru_renaissance

Categories:

Женский костюм эпохи Реннего Возрождения. Флоренция.

 
Раннее развитие коммуны во Флоренции, формирование городской культуры, возникновение гражданского общества и коммунального патриотизма, демократизация системы управления, а также интерес к античности, привели к складыванию во Флоренции в 13 веке гуманистическогомировоззрения с его интересом к человеку и обществу. 

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ 15 ВЕКА.

В начале 15-го века Европа еще находилась под влиянием поздней готической эстетики, а Бургундский двор являлся источником художественных стимулов для всей Европы. Несмотря на воздействие общеевропейской моды, Италия, с интеллектуальным центром в городе Флоренция, уже вошла в новую эру. Здесь, в цветущем городе с богатым историческим наследием, формировались гуманистические идеи и новые эстетические принципы, осуществляемые на практике в архитектуре, скульптуре, живописи и прикладном искусстве. Флоренцию называли “новыми Афинами” и античное наследие сыграло огромную роль в развитии итальянской ренессансной культуры

Пятнадцатый век позволяет сравнить 2 одновременно существовавших, одинаково значимых в истории костюма направления: первое - так называемая бургундская мода, высшая фаза развития готики, и костюм Флоренции раннего Возрождения, обозначавший разрыв с традициями средневековья. Особому статусу итальянской моды долгое время способствовало существование на территории Италии многочисленных замкнутых городов-государств: в их стенах вырабатывались определённые типы покроя и отделки, по которым можно было узнать ломбардскую, флорентийскую, венецианскую или умбрийскую работу. Однако, если сопоставить эти два направления, то становится очевидно, что рядом с импозантным модником Бургундии, внешний вид флорентийца покажется несколько обделенным. Флорентийский костюм беден разнообразием фасонов и форм, не стремиться к нарушению реалистичных пропорций фигуры человека, избегает красочной эффектности или чрезмерного увеличения объемов. Мода эпохи Возрождения выражала имущественное положение человека, а не сословное. Из одежды исчезли детали, подчеркивающие пренебрежение к труду, чем изобиловал средневековый феодальный костюм: затянутая талия, слишком длинные шлейфы и пр. Красота ренессансной одежды не в графической изысканности силуэта мод позднего средневековья, а в живописности сочных, ярких цветовых сочетаний тканей. Даже в деталях костюма исчезла средневековая дробность.

Сформировавшись в русле гуманистической эстетике, это был подлинно демократический костюм. Это выражалось в его удобстве, функциональности, гармоничности с естественными формами тела. Более высокий социальный статус человека определялся стоимостью ткани, а не экстравагантным сочетанием элементов одежды или усложненных отделок.

На изготовление модного костюма шли дорогие материи – узорчатый шелк, парча, разрисованный цветами бархат, атлас, покрытые вышивками и орнаментами из цветов, ваз, гондол, очень популярен был тканый узор в виде цветов граната.

Есть во флорентийском костюме еще одно бесценное качество: его простота и лаконизм служат достойным обрамлением естественной, природной красоты человека. В композиции костюма в единое целое объединены совершенные по форме элементы: четкий, простой и безупречный вырез платья, отрезной, облегающий лиф, не обремененный лишними деталями, со шнуровкой или ее имитацией; узкий рукав, разделенный для удобства на части, изысканная отделка.

Эстетические идеалы во Флоренции складывались под воздействием живописи. Целый ряд художников в соответствии со своим видением мира создал галерею женских образов, представляющих тот или иной тип красоты. По этим портретам мы и можем оценить костюмы того времени. Идеалом женской красоты, в это время, считается стройная женщина с утонченны лицом, длиной шеей и высоким округлым лбом. Женские одежды были свободного кроя, имели мягкие линии, подчеркивающие формы тела.

Все броское и вызывающее итальянки отвергали. Одновременно одевалось два верхних платья из богатых узорчатых тканей. Платье обычно было отрезным по талии, с длиной до полу, юбкой имеющей сзади шлейф. Декольте лифа было характерной формы: прямоугольное спереди и треугольное сзади. Этот треугольный вырез удлинял линию шеи. Спереди лиф часто разрезали и шнуровали.

Рукава были прямыми, узкими, лишь немного расширенными к плечу, состояли из нескольких частей, соединенных шнуровкой. Обычно рукава приметывали к пройме, так что к одному и тому же платью можно было подобрать разные рукава. Рукава доходили до кистей рук, оставляя их открытыми. Это было новшеством, так как согласно правилам приличия прошлой эпохи кисти рук необходимо было скрывать.

Молодые девушки могли носить платья из более легких тканей, иногда подпоясываемые на античный манер под грудью. На парадные платья часто набрасывали легкие дорогие накидки или к плечам прикреплялось полотнище ткани, собранное в мелкую складку и слегка волочащаяся по полу. Верхней одеждой по-прежнему служили плащи на подкладке, иногда с прорезями для рук, ярких цветов (голубые, красные).

Основным головным убором была “sella” (“седло”) с двумя верхушками, разновидность французского двурого чепца из золотой парчи или иной дорогостоящей ткани, украшенной жемчугом или драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом. Нередко все головное украшение составляли лишь изящно уложенные косы или локоны, переплетённые тонкими нитями жемчуга, похожие на филигрань сетки-чепцы и повязки или маленькие овальные шапочки на затылке “berretta”, перевитые лентами. Любимым украшением была также гирлянда - широкий венок из цветов. Особенно сильное впечатление (тонко гармонирующее с нежным и строгим очертаниями целого) производил совершенно открытый лоб, искусственно увеличенный за счет удаления части волос спереди, а так же бровей. Особенно красивыми считались золотистые волосы, поэтому модницы их обычно осветляли. Для этого они ежедневно в течении нескольких месяцев сидели под палящим солнцем на крыше дома , распустив волосы и смачивая их водой с уксусом.

Дополнением к костюму служили перчатки, которые шили из ткани, украшали вышивками и драгоценными камнями; богато вышитые носовые платки (впервые появившиеся в это время) и подвесные кошельки, выполненные из дорогой ткани, в которых хранили деньги и ключи. Веера имели форму прямоугольного флажка, и представляли собой проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью. Складные веера появились лишь в 16 веке. Зимой руки прятали в шелковые муфты, отороченные мехом. В моду вошли черные полумаски, которые одевали при выходе из дома. Появление масок было отчасти обусловлено этическими соображениями – желанием быть не узнанной на улице. Маски были привилегией дворянства.

Обувь была мягкой, однако многие модницы, чтобы казаться выше одевали обувь на высокой подошвы (до 30 см) и могли передвигаться только при посторонней помощи. В этот же период впервые в обиход вошли чулки. Самыми модными считались сшитые из белоснежной ткани флорентийские чулки.

Сложение стиля окружающей среды, предметного мира во Флоренции происходит при непосредственном участии выдающихся художников и скульпторов. По их эскизам изготавливаются гобелены, узоры тканей, определяется форма, декор и колорит ювелирных изделий и посуды.

          

        

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments